Петербуржцы чаще покупают многолетние растения и рассаду пряных трав

Июнь 2019 год. Санкт-Петербург. Вместо ранее популярных экзотических растений
владельцы загородных участков теперь предпочитают приобретать рассаду однолетних
и многолетних цветов, а также неприхотливые и не требующие ухода многолетние
красивоцветущие лиственные кустарники.

Рынок посадочного материала растет за счет компаний и госучреждений, а частные
клиенты в связи со снижением покупательской способности все чаще жертвуют
красотой в угоду огородам.

Садовая ярмарка, расположенная на территории ТВЦ «Гарден сити», отмечает 10-летний
юбилей. За это время ассортимент продаваемых растений значительно изменился.

«Мы видим снижение интереса к хвойным деревьям и вообще к растениям-крупномерам,
— рассказывает управляющий директор ТВК «Гарден сити» Александра Степанова.

— За 10 лет работы ярмарки ассортимент экзотических цветов значительно снизился,
так как время показало их неприспособленность к нашему климату. Зато в сегменте
деревьев повышенным спросом пользуются «съедобные» культуры: яблони, груши, сливы,
вишни районированных сортов. Стабильно покупают цветы для корзин, цветочных горшков
или для подвесных кашпо. Еще одним трендом 2019 года стал рост спроса на рассаду
пряных и чайных трав. Петербуржцы устраивают чайные или пряные горки не только на
дачах, но и на балконах квартир».

Изменение поведения потребителей подтверждает Eгор Бушманов, владелец питомника
«Арника». «Цветы — это не товар первой необходимости, поэтому в целях экономии
садоводы переходят с однолетних на многолетние, или даже распахивают цветник под
огород. Также спрос смещается к неприхотливым и долгоцветущим — чтобы растение
дольше радовало глаз и за ним не требовался сложный уход».

Рынок посадочного материала для загородных приусадебных участков растет в год на
20%, по оценкам «Союза фермеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Рост
идет за счет оптовых корпоративных и государственных клиентов. «В Петербурге
строится много жилых комплексов, территория вокруг которых озеленяется и
благоустраивается.

Современные бизнес-центры также планируются вместе с зелеными зонами. Пожалуй,
основные покупатели — это государственные организации и обслуживающие их компании.

Реализуется госпрограмма благоустройства, в которой, например, часто используются
однолетние цветы» — говорит Антон Кривов, основатель и генеральный директор
архитектурно-ландшафтной компании Primula.

По оценкам экспертов, в Петербурге ежегодно продается около 5 млн многолетних
цветов и около 17 млн однолетних. На поведение потребителей, особенно частников,
кардинально влияет погода: в жару и в холод петербуржцы реже проводят посадочные
работы. «Для нас идеальная погода — 20 градусов тепла, так как в жару и холод
покупатели минимизируют покупки, даже компании, хотя и в меньшей степени»,
— говорит Eгор Бушманов.

Эксперты отмечают, что влияние погоды сильнее, чем экономическая ситуация в стране.

По оценкам участников рынка, до 30% посадочного материала — это продукция
петербургского производства. Примерно столько же приходится на импорт,
остальное — саженцы, выращенные в российских питомниках других регионов,
преимущественно Москвы и Подмосковья. В компании Primula считают, что частные
лица в основном покупают цветы и саженцы в садовых центрах, потому что они удобно
расположены по дороге на дачу — вдоль шоссе и рядом с населенными пунктами.

На втором месте по популярности стоят гипермаркеты DIY: OBI и «Леруа Мерлен».
Питомники растений расположены в отдаленных районах и больше ориентированы на
оптовиков.

В «Гарден сити» рекомендуют покупать продукцию на садовых ярмарках или в питомниках,
где продавцы несут ответственность за свой товар. Так как большинство арендаторов из
года в год занимают площади на ярмарке, у них много постоянных клиентов и годами
наработанная репутация.

Справка о Садовой ярмарке:

Садовая ярмарка, расположенная на территории ТВЦ «Гарден сити», начала работу
в 2009 году. Сейчас ее площадь составляет около 700 м2. Время работы: с мая и по
конец сентября. В минувшее сезоне на ярмарке побывало около 600 тыс. человек.

Около 95% арендаторов — продавцы декоративных садовых растений для озеленения
загородных участков и ландшафтного дизайна.

По оценкам участников ярмарки, ежегодно на ней представлены около 1,5–2 тыс.
различных видов растений. Среди них — популярные однолетние цветы: бархатцы,
петунии, виолы. В большом количестве представлены многолетние декоративные
культуры, пользующиеся наибольшим спросом у петербуржцев: флоксы, пионы,
клематисы, лилии, гортензии. Также продаются саженцы плодовых и декоративных
растений и кустарники.

Такой ассортимент обусловлен не только месторасположением Садовой ярмарки, но и
особенностями посетителей «Гарден сити», которые также являются основными
посетителями ярмарки. ТВК расположен на стыке Приморского и Курортного районов
Петербурга, на одной из самых оживленных трасс города — Приморском шоссе.

Большая часть покупателей приезжает в ТВК на машине, что сказывается на покупках.
Так, если на обычной ярмарке средний чек составляет 500 рублей, то средний чек на
Садовой ярмарке в «Гарден сити» составляет 2 тысячи рублей — больше в четыре раза.

«Гарден сити» характеризуется сложившейся высокодоходной аудиторией, которая
регулярно посещает ТВК. На двух этажах комплекса представлено более 140
арендаторов, предлагающих широкий выбор товаров и услуг для создания
комфортной загородной жизни, а также супермаркет, ресторан, кафе и
фитнес-центр с бассейном.

Проходимость ТВК «Гарден сити» — 160 000 человек в месяц

Деловая газета Ленинградской области