Массовые криминальные врезки в нефтепроводы могут привести к экокатастрофе

Российские транспортные компании бьют тревогу: криминальные врезки в трубопроводы с нефтью и дизельным топливом достигли угрожающих масштабов, и речь идет уже не просто о миллиардных хищениях, но и о надвигающейся экологической катастрофе, сдержать которую российское законодательство по каким-то причинам пока не может.

По данным издания mos.news, в российской действительности уже несколько десятков лет процветает новый прибыльный для криминального сообщества бизнес: злоумышленники наловчились делать врезки в нефтепровод, сливая топливо буквально себе в карман. При этом на сегодняшний день процесс удалось полностью автоматизировать, поставив дело на поток. Современная врезка – это шланг высокого давления, который с помощью установок горизонтального бурения может быть протянут на сотни метров и даже километры. Управление техникой ведется дистанционно, за ходом «работ» следят камеры видеонаблюдения.

По словам экспертов, доход, который обеспечивают себе топливные воры, посчитать сложно, тем не менее, в 2013 году, по оценке специалистов, в частности, аналитика компании «Универ Капитал» Дмитрия Александрова, прибыль врезчиков могла составить порядка 800 миллионов долларов.

Последствия криминальных врезок и «серого» топлива затрагивают каждого россиянина. Ведь потребителями краденого становятся рядовые водители, желающие сэкономить на сырье. Да и на обычных бензоколонках с обычными ценами есть риск нарваться на левый бензин.

Как рассказал член экспертного Совета Федерации Автовладельцев России, глава Общества защиты прав автомобилистов, директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев, на проверенных в конце прошлого года 26 автозаправочных станциях в четверти взятых проб топлива оказалось повышенное содержание бензола – вещество превышало допустимую концентрацию в 3-7 раз. По словам экспертов, высокое содержание бензола (его обычно добавляют в низкопробный бензин для повышения октанового числа) – наглядное свидетельство того, что топливо приходит не от крупных НПЗ, а от «несанкционированных» производителей.

Какие последствия это имеет для потребителей? Для двигателей автомобилей избыток бензола – гарантированная «смерть» катализатора: подобные добавки сокращают моторесурс как минимум в десять раз. Однако еще большую опасность все эти химические махинации представляют для здоровья человека.

Бензол – это сильнейший канцероген, его пары способны проникать даже через неповрежденную кожу и накапливаться в организме. Доказана его связь с возникновением и прогрессией таких заболеваний, как острые лейкозы, апластическая анемия, болезни костного мозга. Огромную опасность также представляет бензпирен, который выделяется при сгорании бензола в двигателе авто. Он имеет первый класс опасности по токсичности с ПДК 0,000001 мг/м3.

Эксперименты, которые проводили на девяти видах животных, в том числе на обезьянах, показали, что бензпирен способен проходить через кожу, органы дыхания, пищеварительный тракт и трансплацентарным путем, и вызывает злокачественные опухоли у живых существ.

По какой причине все эти ужасающие последствия врезок в нефтепроводы остаются в России недостаточными аргументами для борьбы со злоумышленниками не понятно. Либеральность законодательства в части регулирования этого вопроса не выдерживает никакой критики, хотя в Уголовном кодексе даже существует отдельный закон. Речь о пункте 2 статьи 215.3, где предусмотрено наказание за повреждение магистральных трубопроводов. Согласно данной статье нарушители могут получить штраф в размере до 200 тысяч рублей и четыре года за решеткой. Однако по факту пока еще ни один российский суд не использовал данный инструмент для назначения сроков лишения свободы.

Так, в декабре прошлого года в Нижегородской области сотрудники правоохранительных органов задержали семерых подозреваемых в хищении более ста тонн дизтоплива из магистрального трубопровода. Возбуждено уголовное дело по невинной части 4 статьи 158 УК РФ – кража, которая грозит обвиняемым, скорее всего, формальным штрафом.

А вот другой случай – более жёсткий. Недавно Ашинский суд Челябинской области огласил приговор восьмерым злоумышленникам, обвиняемым в краже более 2,5 тысячи тонн дизеля на сумму свыше 60 миллионов рублей. Лидера ОПГ приговорили к семи годам лишения свободы, остальные получили от двух лет лишения свободы и штрафы от 30 тысяч до 800 тысяч рублей. При этом двое подсудимых и вовсе получили всего лишь условный срок. Нехитрые подсчеты показывают: даже если бы все участники были приговорены к штрафу в 800 тысяч рублей, то общая сумма взысканных средств составила бы менее шести миллионов рублей, из которых похищено было топлива на 60 миллионов.

В большинстве стран факт врезки в магистральный трубопровод строго наказывается и является основанием для лишения свободы на 15 лет, а в Китае и смертной казни. При этом бензоколонки, продающие опасное для здоровья топливо, не могут отделаться простым штрафом, их немедленно закрывают, после чего проводят тщательное расследование, позволяющее узнать, откуда взялся яд. Вероятно, потому проблема врезок в магистральные трубопроводы неизвестна в Европе и Китае, зато процветает в криминализованной России.

Источник — mos.news

Деловая газета Ленинградской области