УФАС по Петербургу годами игнорирует два семейных картеля на рынке соцпита Выборгского района

УФАС по Петербургу годами игнорирует два семейных картеля на рынке соцпита Выборгского района

Ранее мы рассказывали, как несколько лет подряд в Выборгском районе Санкт-Петербурга на протяжении нескольких лет комбинаты «База «Мария» и «БЗУ «Северное» делили между собой контракты на поставки продуктов в детские сады. При этом оба предприятия принадлежат семье экс-чиновника Администрации Выборгского района Владимира Дардыкина. Не смотря на столь явные связи между комбинатами, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу безрезультатно закрыло дело о картельном сговоре, а компании продолжили получать госконтракты, стоимость которых порядка 1 миллиарда рублей в год.

В июле УФАС объявило о проведении новой проверки в Администрации Выборгского района, но о её результатах пока не известно. Не исключено, что и в этот раз проверка окончится безрезультатно. Основанием для беспокойства служит тот факт, что и школьное питание в районе распределяется «по-семейному», но ни проверок, ни тем более антимонопольных дел не заводится.

Семейная идиллия Сорокиных

Если на протяжении последних пяти лет основным поставщиком продуктов в детские сады Выборгского района была «База «Мария», то основным оператором школьного питания является комбинат «Серна», принадлежащий супругам Сергею и Наталии Сорокиным.

Последние годы заявки на участие в тендерах подавали только два предприятия – «Серна» и «Комбинат школьно-социального питания» («КШСП»). Так было в 2018, 2017, 2016 и в 2015 годах. Победу неизменно одерживала «Серна», при этом снижение стартовой цены было минимальным, не более 2%. Так комбинат получал максимально выгодные для себя контракты. Особенно интересен тендер 2016 года, тогда на торгах «КШСП» выступал под несколько другим названием - «Комбинат школьно-социального питания СЕРНА».

Тут уместно отметить, что принадлежащие семье Дардыкина комбинаты до 2015 года носили названия «База «Мария» и «База Мария», с разницей в одну кавычку. Последний позже был переименован в «БЗУ «Северное», а на время совместного участия в торгах у предприятия менялся учредитель, вероятно, исключительно формально, так как в итоге основными учредителями обоих комбинатов оказались члены семьи Дардыкина.

В случае с «Серной» ситуация аналогична. До января 2017 года директором и единственным учредителем «КШСП СЕРНА» была Наталия Сорокина. Её место занял некий Леонид Александров, после чего «КШСП СЕРНА» превратился просто в «КШСП». Но в феврале 2020 года единоличной владелицей предприятия вновь стала Наталия Сорокина.

В то же время, в самой «Серне» Наталия Сорокина была соучредителем до декабря 2015 года, после её доля перешла мужу Сергею Сорокину, сама Наталия осталась только директором предприятия. Но в феврале 2020 года она вновь стала основным соучредителем комбината. Интересно, что полный контроль и за «Серной», и за «КШСП» к Сорокиной вернулся одномоментно – 5 февраля 2020 года. Сложно назвать такое совпадение случайным.

Если учесть, что «переходный период» пришёлся именно на то время, когда комбинат «КШСП» составлял безрезультатную конкуренцию «Серне» на торгах за контракты Выборгского района, есть основание полагать, что замена учредителей могла носить чисто номинальный характер. Цель такой рокировки – не дать ФАС основания для проведения проверки на предмет картельного сговора.

Как бы то ни было, до 2017 года без курьёзов не обходилось. Например, на участие в тендере для школы №471 было подано две заявки. Первая от «Серны», за подписью директора Наталии Евгеньевны Сорокиной.

Вторая от «КШСП», тоже за подписью директора Наталии Евгеньевны Сорокиной.

В заявках также полностью совпадают адреса предприятий, а контактные номера телефонов отличаются на одну цифру.

И хотя из подаваемых заявок было предельно ясно, что оба предприятия контролируются одним человеком, а значит, конкуренция между ними мнимая, госкомиссии по какой-то причине игнорировали эти факты. УФАС по Петербургу также такой нюанс не интересовал, хотя в других инцидентов с семейными картелями их участников штрафовали.

Конкуренты на выезде

Вероятно, с целью скрыть столь грубое нарушение антимонопольного законодательства, у «КШСП» в итоге был временно заменён учредитель и директор. Поэтому с 2017 года в торгах принимали участие комбинаты, подконтрольные двум разным людям, по крайней мере на бумаге.

Тут следует отметить ещё один интересный нюанс. Последние 7 лет в Петербурге тендеры на питание практически всегда проводились районными администрациями, но в Выборгском районе заявки подавали сами школы. Само по себе это не является нарушением, но мотивы такой практики не ясны – гораздо проще сформировать несколько крупных тендеров, чем проводить отдельный тендер для каждой отдельно взятой школы. Ситуация в районе изменилась в конце 2019 года, когда и были сформированы общие для нескольких школ тендеры. Тогда же изменилась тактика комбинатов Сорокиных.

Так, в ноябре 2019 года на тендер для школ №107, № 123 и №560 заявились компании «КШСП» и «Кавалер». Аналогичный состав заявлялся ещё на несколько тендеров, но каждый раз побеждал «КШСП», при чём с минимальным снижением стартовой цены – не более 0,5%.

Столь явные связи, как между «Серной» и «КШСП», между «КШСП» и «Кавалером» отсутствуют, но имеется интересная закономерность. Если в Выборгском районе победу всегда одерживала «КШСП», то в Петродворцовом районе комбинаты поменялись местами, там побеждал неизменно «Кавалер».

Те тендеры Выборгского района, где не заявлялся «КШСП», получала «Серна», роль конкурента для неё составлял «Кавалер». В Петродворцовом районе компании менялись местами.

Отметим, что вскоре после того, как «Серна» и «КШСП» перестали «конкурировать» друг с другом, и начали участвовать в торгах совместно с «Кавалером», учредителем обоих комбинатов вновь стала числится Наталия Сорокина.

Таким образом предприятия семьи Сорокиных прошли тот же путь, что и комбинаты семьи Дардыкиных. Более того, у Сорокиных также имеются определённые контакты с Администрацией Выборгского района – прямо в здании районной администрации расположилось кафе «Империя», филиал ресторана «Империя», принадлежащего Наталии Сорокиной. В прошлом году ресторан получил широкую популярность в Петербурге благодаря тому, что почти 10 лет не платил аренду за помещение, которое занимает прямо в здании Администрации Калининского района. К слову, в этом районе «Серна» также регулярно получает контракты на детское питание.

Как бы то ни было, главным остаётся вопрос, почему несколько лет Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу игнорирует два семейных картеля в Выборгском районе. И Дардыкины, и Сорокины свободно делят между собой рынок и даже не скрывают связей между своими комбинатами, но ни чиновники администрации, ни надзорные органы даже их даже не штрафуют, не говоря уж о более серьёзных мерах. Вероятно, ответ на этот вопрос смогут дать уже только такие структуры, как Прокуратура и Следственный комитет.

Источник фото: legion-media.ru