Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга наконец решил реорганизовать несколько городских дорожных унитарных предприятий (ГУДП) в бюджетные учреждения.

Случилось это, правда, спустя полтора года после того, как зимой 2018 года на улицах Петербурга случился настоящий снежный коллапс.

После регулярно поступающих в комитет жалоб на чистоту улиц и работу дорожных служб чиновники все-таки пришли к тому, чтобы оптимизировать работу организаций, ответственных за обслуживание улиц.

“Мойке 78” стало интересно, станет ли данная инициатива полезной в перспективе грядущего зимнего сезона и как она в целом повлияет на качество уборки улиц.

Напомним, что обилие зимних осадков в 2018 году и последующая за ним проблема некачественной уборки снега в городе навела антимонопольную службу Петербурга на определенные размышления. Отследив порядка 13 госконтрактов на сумму свыше 8 миллиардов рублей, Санкт-Петербургское УФАС заподозрило, что данные предприятия имитировали конкуренцию на электронных торгах, заранее распределив территории Петербурга между собой.

В ходе последующего расследования антимонополистами были изучены все торги по уборке города с 2016 года и обнаружилось, что в них ежегодно фигурируют одни и те же ГУДСП. В частности, в поле зрения УФАС Санкт-Петербурга попали предприятия СПб ГУДП «Центр», СПб ГУДП «Путь» и ГУДСП «Курортное», в деятельности которых были выявлены признаки картельного сговора.

Данное разбирательство было окрещено в СМИ делом “снежного картеля”

В результате своего неформального соглашения унитарные дорожные предприятия при практически полном отсутствии конкурентной борьбы между собой из года в год не снижали стоимость своих услуг и не особо ратовали за качественное исполнение работ по уборке города от снега.

Самое примечательное, что вчерашние фигуранты резонансного дела сегодня реорганизуются в бюджетные учреждения с безыскусными и одинаковыми названиями “Автомобильные дороги” с присвоенным каждому из них порядковым номером: СПб ГУДП «Центр» преобразуется в ГБУ “Автомобильные дороги Санкт-Петербурга”, СПб ГУДП «Путь» станет “Автомобильными дорогами № 2”, ГУДСП «Курортное» и СПб ГУДСП «Петродворцовое» — “Автомобильными дорогами № 3” и “Автомобильными дорогами № 4” соответственно.

“Мойка 78” попросила прокомментировать постановление о реорганизации ГУДСП директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Яковлевича Блинкина с точки зрения эффективности грядущего снегоуборочного сезона.

Эксперт отметил, что работы по уборке снега — плановые для муниципалитета, и расходы на них закладываются в бюджет изначально. В ситуации устроения торгов на проведение уборки улиц конкуренция среди организаций будет скорее всего искусственной и повысит риск нарушений как при проведении торгов, так и непосредственно в ходе работ.

“Данная инициатива администрации значительно упростит процедуру планирования и расходования бюджетных средств”
— подчеркнул Михаил Блинкин.

Другой эксперт, Балашов Алексей Игоревич, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС, доктор экономических наук также одобрительно отозвался об инициативе Петербургской администрации, назвав ее “своевременной и оправданной”, отметив, что на фоне существенного сокращения возможностей городского бюджета она позволит более «жестко» контролировать распределение бюджетных средств на уборку городских дорог.

На вопрос о качественном изменении уборки улиц в лучшую сторону Балашов выразил сомнение, что оно произойдет, поскольку это в первую очередь зависит от профессионализма управленческих команд органов власти и предприятий сферы благоустройства, а во вторую — от соответствия выделяемых средств объему грядущих работ.

“Лица, ответственные за уборку, остаются те же самые, повышения затрат на благоустройство также не предвидится, поэтому вряд ли стоит рассчитывать на чистые улицы в Петербурге грядущей зимой”
— резюмировал эксперт.

Стоит также отметить, что прошлой зимой природа была достаточно благосклонна к тем, кто отвечает за обслуживание дорог Петербурга, и количество осадков не превысило критической отметки. Тем не менее, несмотря на мягкие погодные условия Комитет по благоустройству Петербурга все же был готов дать отпор сильным снегопадам, закупив для этого новую снегоуборочную технику.