11.01.2022

Отмывание денег, разорение банков, кипрские офшоры...

Как грузинский гражданин со швейцарским ВНЖ разорял российские компании.

Фото: ЛТК «Свободный сокол»

По российским трубам в офшоры могли утечь миллиарды

Антон Бабуцидзе - это имя стоит не только за кучей зарубежных офшоров, но и за банкротством множества российских предприятий, таких как банк «Тульский промышленник», СПП «Ефремовское», «Суворовская птицефабрика», ЛМЗ «Свободный сокол», «Черметтрейд» и др. Несмотря на вывод российских денег в офшоры, воротила до сих пор на свободе и даже не особо скрывается: все его махинации отлично прослеживаются при помощи открытых сервисов оценки контрагентов. Схема, созданная Бабуцидзе, отлично работает уже не первый десяток лет, а на случай расследования у него есть грузинское гражданство и вид на жительство в Швейцарии.

Случайность или двуличие?

Первое что настораживает при ближайшем рассмотрении фигуры Бабуцидзе – это наличие двух ИНН. Да, это запрещено законом, но, как мы убедимся далее, для Бабуцидзе закон явно не писан. 

На первом ИНН числятся всего две компании: ООО «Проектспецстрой» и ЛТК «Свободный сокол». Это светлая сторона. А вот на втором: обанкроченные СПП «Ефремовское», «Суворовская птицефабрика», банк «Тульский промышленник», ЛМЗ «Свободный сокол», «Черметтрейд» и др. Что может связывать птицефабрики, банк и металлургические компании? 

Все дело в банке

Антон Бабуцидзе долгое время входил в совет директоров банка «Тульский промышленник». С 2009 по 2015 год этот банк выдавал «левые» кредиты предприятиям, подконтрольным Бабуцидзе и его партнерам. Судя по всему, деньги перераспределялись на другие предприятия для конечного вывода за границу, кредиты не возвращались, в результате банк потерял лицензию и разорился. Деньги обманутым вкладчикам банка возвращали страховые компании. 

В числе разоренных предприятий была и шахта Анжерская-Южная. Об этой истории даже снял выпуск «Человек и закон». В 2013 году губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к генпрокурору, министру внутренних дел и руководителю Следственного комитета РФ с просьбой объявить Антона Бабуцидзе в федеральный розыск по подозрению в финансовых преступлениях на сумму в 284 млн. рублей, в т. ч. выведении денежных средств в размере 200 млн рублей на счета других компаний. Предприятие шахты в итоге прекратило свое существование, а Бабуцидзе удалось выйти сухим из воды. 

Вторым эпизодом стало банкротство ООО «Суворовская птицефабрика» и «ОАО СПП «Ефремовское». После получения от банка «Тульский промышленник» многомиллионных кредитов обе компании были доведены до банкротства, все сотрудники потеряли работу, а кредитные деньги как будто растворились. Общая сумма кредиторских задолженностей всех разоренных предприятий составила около 20 млрд. рублей.

Такая же участь могла ждать и Липецкий металлургический завод «Свободный сокол», генеральным директором которого также был Антон Бабуцидзе. В 2010 году завод получил кредит от Сбербанка в размере 3,3 млрд рублей под госгарантии. Это и стало началом конца, отправной точкой к банкротству завода. В 2019 году следственными органами было даже возбуждено уголовное дело по факту хищения с завода 1,65 млрд рублей, но расследование к каким-либо результатам так и не привело, зато у Антона Бабуцидзе появились новые полезные связи среди влиятельных персон из судебной и правоохранительной систем и чиновничьего аппарата, которыми можно было бравировать во время шумных застольев.

Офшорный король?

Обанкроченные компании оказывались во владении одних и тех же юридических лиц: виргинских и кипрских офшорных компаний. Причем все восемь компаний удачно расположились всего в двух офисах. Напрашивается вывод, что уверенно жонглируя офшорами, Антон Бабуцидзе перераспределял искусственно созданные долги между своими компаниями, выводя украденные деньги за рубеж. Причем его безнаказанность достигла таких пределов, что даже в своем фейсбуке он репостил статейки на тему «Как вывести деньги с Кипра».

Согласно тексту решения суда от 2014 года, шахта Анжерская-Южная перечислила в адрес Виргинской компании Dartex Management SA 1,7 миллион долларов… по договору, оформленному в банке «Тульский промышленник». 

В определении Кемеровского Арбитражного суда за 2018 год находим пропажу еще 1,8 миллиона долларов: здесь уже Динмаркет Секьюритиз ЛТД судится с НПО «Гидроуголь». И вот ведь совпадение, по доверенности от 2016 года интересы Динмаркета представляет Антон Яковлевич Бабуцидзе.

Более того, в этом же определении прямо заявляется об аффилированности Динмаркета и крайне любопытной швейцарской компании Дипком АГ.  

Как средства, выделенные на воду для Крыма, оказались в Швейцарии?

Компания Дипком АГ успешно существует на европейском рынке уже несколько лет, поставляя для зарубежных клиентов трубы российского производства. Точнее, производства Липецкой трубной компании «Свободный сокол». Еще точнее, производства именно той компании, генеральным директором которой в марте этого года стал Антон Бабуцидзе. О всех его делишках на этом посту уже рассказывала «Лента», нам же интересен только один эпизод. Накануне становления Бабуцидзе генеральным директором завод заключил крупный контракт на поставку трубной продукции для строительства крымских водоводов. На эти деньги уже новый директор Бабуцидзе выпустил трубы для продажи собственным европейским компаниям, в том числе Дипкому, по ценам ниже себестоимости. Всего за три месяца урон заводу составил до 150 млн рублей, которые, вероятно, оказались на счетах зарубежных компаний Бабуцидзе. 

В этой схеме были задействованы еще несколько бывших сотрудников «Свободного сокола»: начальник департамента экспорта Ираклий Самхарадзе, ведущий специалист Екатерина Локоленкова и юрист Роман Голиков, уже уличенный в активной подделке документов.  На Голикова выдавала доверенности и офшорная компания Бабуцидзе Динмаркет. Именно с ними проводилось совещание, аудиозапись которого утекла в сеть, на ней человек с голосом Антона Бабуцидзе активно призывает «кидать клиентов».

Являясь сотрудником «Свободного сокола» Локоленкова фактически работала и на компанию Дипком. Это следует из переписки с ее служебного почтового ящика. А Самархадзе и вовсе давний партнер Антона Бабуцидзе (судя по доверенностям, они были зарегистрированы в Москве по одному адресу) и его сообщник, связанный и с банком «Тульский промышленник», и с НПО «Гидроуголь», и с тем же Динмаркетом. Он же связан с обанкроченной «Суворовской птицефабрикой» и с выдачей в 2011 году займа шахте «Анжерская-Южная». Он же после увольнения со «Свободного сокола» связался с европейскими покупателями труб с требованием «ни в коем случае не соглашаться на повышение цен!». Впрочем, как теперь известно, это требование было проигнорировано. 

К счастью, владельцы «Сокола» быстро спохватились и не допустили банкротства крупного предприятия, отстранив мошенников от руководства и передав доказательства преступлений на заводе правоохранителям. Теперь же Антон Бабуцидзе из-за рубежа пытается воздействовать на следствие и восстанавливать старые связи. Если ему это удастся, еще многие российские предприятия могут стать жертвами целенаправленного банкротства, а бюджеты на развитие отечественной инфраструктуры продолжат утекать в офшорные карманы мошенников. Сколько еще компаний должна обанкротить группировка аферистов, чтобы на них наконец обратили внимание правоохранительные органы? 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика