Аварии вместо соли: петербургские дороги превратились в катки

Автор фото: Ковалев Петр

Комитет по благоустройству признал, что в зимнем сезоне 2021/2022 году было снижено использование антигололёдных материалов на дорогах Петербурга. Одновременно количество ДТП в городе выросло в полтора раза.

Начиная с 29 ноября в Петербурге прошло несколько мощных снегопадов, количество выпавших осадков превысило 40 см, что близко к месячной норме. Заместитель председателя комитета по благоустройству Санкт‑Петербурга Егор Пащенко накануне, 8 декабря, рассказал о ситуации с уборкой снега. В частности, он ответил на вопрос "Делового Петербурга", почему на многих дорогах до сих пор скользко.
"Комитет по благоустройству, прислушавшись к мнению горожан, снизил до минимальных количеств нагрузку противогололёдных материалов". В результате, по его словам, на улицах "лежит белый снежок, нигде не видно грязи".
Обработка тротуаров и проезжей части производится 10-процентной пескосоляной смесью, где 10% — это соль, продолжил Егор Пащенко. По его словам, если где-то до сих пор скользко, горожанам следует обратиться в дежурную службу комитета или на портал "Наш Санкт-Петербург".
Также в среду Управление ГИБДД по Петербургу после долгого перерыва опубликовало данные о количестве ДТП за минувшие сутки. Выяснилось, что 7 декабря в городе произошла 641 авария, в шести из которых пострадали люди. В частности, ранения получили пятеро детей, а один ребёнок погиб.
Обычно в будние дни в Петербурге фиксируется 350–400 ДТП. Зимой их число возрастает. До 600 и более доходило снежной зимой 2018-2019 года, когда на уборку снега поступало много жалоб.
В последние годы в Петербурге много экспериментировали с противогололёдными материалами. Городские власти ушли от химических реагентов и пытались использовать, где это возможно, каменную крошку по примеру Финляндии. "К единому мнению так и не пришли", — констатирует председатель Всероссийского общества автомобилистов и член Общественной палаты Петербурга Валерий Солдунов.
"Конечно, реагенты плохо влияют на кузов автомобиля, но пусть лучше машина проржавеет, чем человек разобьётся. Жизнь человеческая дороже, чем люба вещь. Поэтому нужно со вниманием к этому подойти и может быть даже пересмотреть (правила обработки улиц — ред.)", — говорит он.
"Я, как и большинство автомобилистов и членов автоклуба против химии на дороге, — возражает председатель Автоклуба "А24Денис Шубин. — У нас было в период работы Рублевского (Владимир Рублевский в 2014–2019 годах был председателем комитета по благоустройству — ред.) 2,5 года, когда использовали крошку. Был хороший снежный накат, была крошка, было прекрасно".
"Можно долго спорить, чем обрабатывать, но совсем не обрабатывать — это не вариант, — уверен глава общественной организации автомобилистов "Свобода Выбора" в Петербурге и Ленобласти, член Общественной палаты РФ Александр Холодов. — Основные претензии даже не в том, что плохо делают, а в том, что вообще работ особо не заметно по сравнению с Москвой. Я снегопады в двух городах застал. В Москве, когда я шёл от метро до Общественной палаты, я за 10 минут встретил трёх дворников. А у нас, когда я добирался до вокзала, я ни одного дворника не увидел. Может быть это конечно совпадение, случайность, но разница ощущается".
Александр Холодов на днях создал петицию с требованием к губернатору Петербурга взять уборку снега под личный контроль. В тексте петиции указывалось, что комитет по благоустройству, располагая 1,7 тыс. единиц техники, вывел на уборку снега лишь 872 единицы.
Состояние дорог, в том числе в части скользкости, регламентирует ГОСТ Р 50597-93, говорит партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. "В зависимости от интенсивности движения, наледь должна быть убрана в течение четырёх–шести часов с момента её обнаружения", — отмечает он.
Однако водителям, попавшим в ДТП на скользкой дороге, бывает очень сложно доказать вину дорожных служб, признаёт юрист. "Решения о взыскании ущерба с дорожников, причинённого в результате ДТП, большая редкость в российских судах", — говорит Сергей Учитель. Гораздо проще признать виновником аварии самого водителя, так как, согласно ПДД, он должен учитывать при движении дорожные условия.