С начала пандемии часть санкт-петербуржцев пересмотрела покупательские приоритеты:
стали следить за скидками и делать ставку на качество товаров, планируют начать
путешествовать не раньше чем через год, а также — откладывают крупные покупки
«до лучших времен».
Спустя год после начала пандемии четверть жителей города покупают реже и стали
больше следить за скидками, 20% покупают реже, но делают ставку на качество товаров,
а почти 70% опрошенных отложили крупные покупки «до лучших времен». Об этом сообщает
аналитический проект Tinkoff Data на основании всероссийского опроса 7 000 жителей
крупных городов. При этом, по данным Tinkoff Index, потребительская активность
санкт-петербуржцев за неделю с 18 по 24 апреля 2021 года выросла на 42% по
сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
На вопрос о том, как изменились их расходы, 26% респондентов ответили, что
расходы не изменились, 19% остались в том же бюджете, но изменили категории
трат, 24% тратят меньше и стремятся откладывать деньги, треть ответивших
тратит больше, чем до пандемии.
Одна из причин увеличения расходов — рост цен. Так, по данным Росстата в
среднем цены на товары, входящие в потребительскую корзину, по Санкт-Петербургу
выросли почти на 11% с февраля 2020 по февраль 2021 года. При этом размер
прожиточного минимума, по данным Росстата, за аналогичный период в среднем
по городу с прошлого года увеличился на 1,1%.
По данным Росстата за период с февраля 2020 года по февраль 2021 года, самый
высокий рост показали сахар (+60,5%), картофель (+52%) и морковь (+38%).
Примерно на уровне допандемийных цен остались рыба мороженая неразделанная
(+0,3%) и масло сливочное (+2,4%). При этом снизилась цена на молоко: -3,7%.
По данным Tinkoff Index, за неделю с 18 по 24 апреля по сравнению с предыдущей
неделей (11-17 апреля) санкт-петербуржцы потратили на железнодорожные билеты 7%
больше, а на авиабилеты и на аренду авто — на 10% и 4% меньше соответственно.
Несмотря на открытие некоторых стран для путешествий, пока траты на туры, отели,
авиа- и ж/д билеты не достигли уровня 2019 года. Однако разница сокращается:
например, в 2020 году по сравнению с 2019 годом разница трат на отели
составляла более 40%, в 2021 году она снизилась до 20%.
Еще больше сократился разрыв в ж/д билетах и пакетных турах по сравнению с
допандемийными показателями. По данным опроса, 17% респондентов после снятия
ограничений в первую очередь потратили деньги на путешествия.
Полный график индекса потребительской активности по регионам, динамику затрат
россиян по более чем 40 категориям товаров, прирост трат в каждом регионе и
другие данные можно посмотреть на сайте Tinkoff Index. Индекс учитывает
информацию о финансовых операциях в онлайне и офлайне более 13 млн клиентов
экосистемы Тинькофф во всех регионах России (физические лица-клиенты розничного
банкинга и более 600 000 компаний — клиентов Тинькофф Бизнеса и эквайринга Тинькофф).
Изменения потребительских трат по категориям рассчитаны как разница расходов 18-24
апреля по сравнению с предыдущей неделей (11-17 апреля) 2021 года.