Ремень бесполезен, про ОСАГО не слышал! Рассказываем, как изменились водители с начала 2000-х

Ремень бесполезен, про ОСАГО не слышал! Рассказываем, как изменились водители с начала 2000-х
© Изображение из открытых источников

В 2023 году опасное и рискованное вождение на российских дорогах считается
глупостью, непозволительной роскошью и открыто порицается другими участниками
дорожного движения. Большинство автовладельцев понимает, что машина — это
транспортное средство, являющееся источником повышенной опасности.
К сожалению, так было далеко не всегда – старшее поколение автолюбителей
помнит, каково было на дорогах в далекие 90-е и 2000-е. На конкретных
примерах рассмотрим, чем отличаются современный водитель и его коллега
20–30-летней давности.

В СССР автомобили не были массовым явлением, и массовая автомобилизация
отечественных дорог началась в 90-х – именно тогда большинство граждан
впервые сели за руль. Как следствие у многих отсутствовала культура вождения,
а своих железных коней, особенно заморского производства,они считали чем-то
вроде статусных игрушек. Такие водители игнорировали правила безопасности и
забывали, что риск – благородное дело, но точно не на дороге. Генеральный
директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников уверен,
что привычка самим использовать ремень безопасности по назначению и понимание,
зачем необходимо пристегиваться пассажирам, – одно из ключевых отличий
современного водителя, хорошо знакомого со статистикой.

«Если на высокой скорости в случае ДТП непристегнутому водителю гарантирован
перелом ребер и удар головой о руль, то удар пассажира чаще всего приходится
о приборную панель. Пассажиры на задних сиденьях получают травмы при ударах о
передние сиденья, что ещё больше увеличивает на них нагрузку и риски гибели
людей, сидящих на передних сиденьях. Нередки случаи, когда непристегнутые
пассажиры или водители выпадают из автомобиля во время ДТП через лобовое
стекло. По статистике 89% водителей пристегиваются ремнями безопасности во
время поездок, а также 85% пассажиров на переднем сиденье и 22% на задних.
Такое соотношение сохраняется и во время происшествий. По данным Госавтоинспекции,
около 80% водителей были пристегнуты на момент ДТП. Использование ремней
безопасности снижает риск гибели людей на передних сиденьях в два раза»,
— напомнил Вадим Мельников.

Когда в конце 90-х – начале 2000-х мобильные телефоны стали частью
повседневности большинства россиян, многие автолюбители не считали
нужным их отложить даже в дороге. Напротив, писать sms или разговаривать
по телефону за рулем считалось модным и признаком водительского мастерства.
Сегодня подобное поведение осуждается — многолетняя статистика расставила
все точки над «i». Отвлекаясь на мобильный, автолюбитель в целых 4 раза
увеличивает риск попасть в аварию. Невозможно внимательно следить за
дорогой и четко соблюдать ПДД, когда внимание рассеяно телефонным
разговором или перепиской. Любой современный водитель знает: если
хочется уделить внимание собеседнику или погуглить нужную информацию
– сначала нужно припарковаться в разрешенном месте.

ОСАГО пришло в Россию почти 20 лет назад – 1 июля 2003 года отечественные
водители впервые столкнулись с необходимостью обязательного страхования своей
автогражданской ответственности. С тех пор система претерпела множество изменений,
включая масштабную индивидуализацию тарифов в 2020 году. Сегодня цена полиса для
каждого автовладельца зависит от его возраста, опыта и аварийности, от характеристик
его транспортного средства. Большинство водителей понимают важность страховки. Если
у виновника ДТП окажется недействительный полис ОСАГО, автомобилистам придется как
в 90-е решать проблему на месте «у капота», или пострадавший будет взыскивать
ущерб с виновника в судебном порядке.

«Во-первых, за многие годы автовладельцы оценили удобство системы ОСАГО
– приобретение полиса защищает обе стороны в случае ДТП. Виновник и пострадавший
привыкли, что для разрешения аварийных ситуаций у них есть арбитр – страховая
компания, которая возместит нанесенный ущерб в достаточном объеме, – отметил
Пётр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов».
– Во-вторых, после индивидуализации тарифов «автогражданка» стала гораздо более
честной: страховые компании предлагают каждому автовладельцу индивидуальный тариф
в пределах тарифного коридора. Низкоаварийные водители больше не спонсируют
высокоаварийных соседей по дороге – теперь стоимость полиса напрямую зависит
от поведения за рулем. Вишенка на торте — скидка за безаварийное вождение по
коэффициенту «бонус-малус», которую только в 2022 году получили 92,5% купивших
ОСАГО автовладельцев. Поверьте, в 90-х водители о таких условиях даже и не мечтали».

С 11 января 2023 года в России начали выписывать штрафы за выброс мусора из
автомобиля в неположенном месте – большинство (80%) граждан поддержали
нововведение. В 90-х водители не стеснялись выбросить кулек с мусором прямо
из окна движущегося автомобиля на проезжую часть – их пластиковые пакеты
разлагались последние 20 лет, а вот пластиковые бутылки будут аукаться ещё
нашим правнукам, они разлагаются куда медленнее – 450 лет.

Последнее по счету, но не по значимости: у современных водителей значительно
выше культура перевозки детей. Сегодня транспортировка в автомобиле пассажиров
до 12 лет разрешается лишь в автолюльке или специальном кресле в зависимости
от возраста. Вследствие резкого торможения или ДТП у детей риски травматизации
и гибели выше, чем у взрослых людей. Использование специальных кресел снижает
их на 80% и 52% у пассажиров младше 4 лет и 9 лет, соответственно.

Времена меняются, меняются и общепринятые нормы, правила. Неизменным остаётся
одно: в любой ситуации надо оставаться, прежде всего, человеком, уважать
других участников дорожного движения и закон.

Деловая газета Ленинградской области