Цены на бензин растут из-за своп-сделок с участием перекупщиков


С такими ценами на бензин и с повышающимся со следующего года акцизом Россию ждет топливный кризис. Это кажется все более очевидным, причем эксперты уверены: цена на нефть уже давно перестала быть ключевым фактором ценообразования. Огромная наценка к себестоимости продукта — результат неграмотной налоговой политики и коррупционных схем с участием высокопоставленных чиновников из Федеральной антимонопольной службы, которые закрывают глаза на то, что происходит на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

«Наша Версия» провела собственное расследование и пришла к выводу: ответственность за рост цен на бензин не в последнюю очередь лежит на начальнике Управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС Дмитрии Махонине. С его подачи и при попустительстве замглавы ведомства Анатолия Голомолзина на бирже заключаются «бумажные» сделки с участием фирм-посредников, в итоге повышающие цену нефтесырья, а значит, и конечно продукта. И там где ФАС должна была бы стоять на страже подобных схем, ее руководители всячески покровительствуют перекупщикам, наживающимся на топливном кризисе.

В качестве доказательства коррумпированности чиновников из ФАС журналисты «Нашей Версии» приводят историю, которая произошла в Санкт-Петербурге весной этого года. На собрании игроков отечественного нефтяного рынка Махонин одобрила создание нового партнерства производителей, потребителей и трейдеров нефтепродуктов. С его руки эту структуру возглавил Виктор Ноть — руководитель ЗАО «Гала-Форм», той самой фирмы-перекупщика, на которую в ведомство жаловались бесчисленное количество раз.

По мнению экспертного сообщества и журналистов, своп-схемы с участием посредников и сбытового подразделения «Газпромнефти» порождает две проблемы. Во-первых, в результате таких сделок посредники забирают у производителя большой объем нефтепродукта, лишая независимые АЗС топлива, а во-вторых, чем больше посредников участвует в сделке, тем выше цена конченого продукта — с этим законом экономики сложно спорить. В результате бензин все-таки поступает конечному продавцу, то, пройдя по цепочке «бумажных» сделок, становится просто золотым.

Наивно предполагать, что Махонин и его руководство не знает о таких схемах и не в состоянии отследить зависимость цены на топливо от количества перекупщиков. Поэтому легко напрашивается вывод о том, что им выгодно такое положение вещей. Тем более что Дмитрий Махонин тесно дружит с директором по региональному развитию Санкт-Петербургской биржи в Уральском федеральном округе Теймуразом Харазашвили, в свое время замеченным в подобных схемах с газом.

Деловая газета Ленинградской области