Реально ли ускорить процессы интеграции России и Казахстана

Большинство экономических экспертов, занимающихся вопросами интеграции России
и Казахстана, отмечают, что нашим странам необходимо произвести некоторую
«донастройку» механизмов взаимодействия.

В свое время проницательный первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
почувствовал и понял, что у молодой республики есть шанс занять одну из
ведущих позиций на региональном уровне, если правильно разыграть карту
своего географического расположения. Также Назарбаеву было ясно, что
без плотного взаимодействия со своим многолетним партнером – Россией
– эффективности в этих вопросах достичь не удастся.

Казахстан и Россия – самые сильные экономики на постсоветском пространстве.
Однако в самом начале их независимого пути было очевидно, что никто в одиночку
не справится с проблемами, которые достались в наследство от крупнейшей
сверхдержавы 20 столетия.

В частности, предприятия, стабильно работавшие как составные части одной
индустриальной машины, в 90-е годы оказались нефункциональными. А рынок
труда, десятилетиями калибровавшийся под глубокую специализацию на
республиканском уровне, стал испытывать острый дефицит в одних профессиях
и пресытился представителями других. Все эти недостатки можно было превратить
в достоинства только с помощью процессов интеграции между новыми государствами.

Именно поэтому Назарбаев стоял у истоков Евразийского экономического союза.
Географическое положение Казахстана и России весьма выгодно по многим причинам,
и одна из них – возможность прохождения через две страны транспортной артерией,
соединяющей два глобальных экономических центра – Китай и Европу. В современном
мире именно сухопутные грузоперевозки являются самыми стабильным, надежным и
быстрым способом доставки грузов, поэтому возрождение Великого шелкового пути
для Казахстана всегда было стратегической задачей.

Однако Россия, несмотря на наличие договоренностей с Казахстаном, часто
действовала вопреки им. В частности, гораздо большее внимание уделялось
развитию Транссибирской магистрали, которая с успехом связывала Тихоокеанское
и Атлантическое побережья. Казахские партнеры, безусловно, всегда воспринимали
это как экономический эгоизм.

Кроме того, значительные перекосы существуют в администрировании экономических
процессов. Казахстан имеет достаточно простую и прозрачную систему, позволяющую
крупному российскому бизнесу без труда входить на их рынок. А вот в обратную
сторону – все иначе. Казахский бизнес, состоящий, в основном, из мелких и
средних предпринимателей, натыкается на двухуровневую бюрократическую машину
в РФ: вопросы, которые уже, казалось бы, решены на федеральном уровне,
спускаются дальше на региональный, и там тонут в болоте документооборота
и согласований. То, что в Казахстане решается за месяц, в РФ может
потребовать целого года.

Об этом сообщил в интервью изданию Версия Доктор экономических наук,
в прошлом помощник президента СССР по экономическим вопросам Олег Ожерельев.

Эксперты сходятся во мнении, что без приведения всех этих процессов к общему
знаменателю дальнейшее развитие интеграционных процессов между нашими странами
будет крайне затруднено. В первую очередь акценты делаются на сглаживании острых
углов в законодательстве и выработке общих правил торговой, налоговой, таможенной
и валютной политики.

Источник материала: «Наша версия»

Деловая газета Ленинградской области