«Скрытые чемпионы»: как нишевые бренды заставляют работать мировую экономику

Материал опубликован: 03.07.2020 в 21:06

Владимир Трофименко, глава российского представительства компании Mankiewicz
(Гамбург, Германия) – одного из лидеров мировой лакокрасочной индустрии,
рассказал о том, как Россия использует передовой немецкий опыт и инновационные
технологии «скрытых чемпионов» – хранителей многолетних традиций успешного
бизнеса и движущей силы экономики.

РБК опубликовал статью главы российского представительства компании Mankiewicz
Владимира Трофименко «Какие подходы в работе используют «скрытые чемпионы», в
которой топ-менеджер подробно рассказал о принципах построения бизнеса «скрытых»
чемпионов и их роли в развитии экономики на примерах Германии и России.

«Скрытые чемпионы» – компании средней величины, как правило, базирующиеся в
небольших городах и насчитывающие не более двух тысяч сотрудников – одни из
самых эффективных с точки зрения технологического развития. Кроме того, средние
предприятия с многолетней историей и репутацией, а также уникальными опытом и
экспертизой являются ключевыми носителями новых идей в развитии бизнеса,
стратегическом менеджменте и операционном управлении.

«Скрытые чемпионы» занимают лидирующие позиции на континенте или входят в топ-3
мировых игроков в своей нише. Годовая выручка большинства из них доходит до €500
млн. По всему миру разбросано порядка 2,7 тыс. «скрытых чемпионов». Большинство,
65% из них, базируется в Германии. Так, в 2019 году объем экспорта из этой страны
составил почти €1,33 трлн — третий результат в мире, после Китая и США.

К сожалению, в России методы «скрытых чемпионов» и само это явление еще не изучено
так хорошо, как хотелось бы. Однако к «скрытым чемпионам», к примеру, относятся
ВСМПО АВИСМА (металлургическая компания крупнейшего в мире производителя титана
и поставщика для мировой авиакосмической индустрии) и компания «Волга-Днепр»
(занимает более 60% рынка негабаритных авиаперевозок).

Не будучи известными широкой аудитории, эти компании занимают ведущие позиции
в своей нише в макрорегионе, входя в топ мировых лидеров в своей сфере бизнеса.
Основные отличительные признаки компании – «скрытого чемпиона»: матричная
структура управления, заинтересованность в результате, доверие к своей
продукции и преемственность поколений.

Владимир Трофименко подобно рассказывает о принципах матричного управления – отходе
от жесткой иерархии и вертикали управления, и создании взамен их своеобразных
стартапов внутри компании, где руководители исходят из принципов децентрализации
и гибкости в принятии решений, развивают командную работу, внедряют инновационные
системы и грамотно распределяют задачи. Рабочие группы в таких стартапах формируются
под конкретные задачи, а их участники работают вместе определенный срок и после
окончания проекта переходят в другие стартапы. Это позволяет избежать
профессионального выгорания сотрудников, которые каждый раз приступают
к выполнению новых обязанностей. Так как рабочие группы каждый раз заново
формируются под определенные проекты, процесс адаптации сотрудников проходит
очень легко. Люди быстро перестраиваются и развиваются вместе с компанией.

У каждого «скрытого чемпиона» есть собственная уникальная система управления,
благодаря чему он выбился в лидеры в той или иной сфере. Например, компания
Sennheiser, крупнейший немецкий производитель оборудования для записи,
трансляции и воспроизведения звука, решила создавать действительно
качественную продукцию, которая бы пользовалась уважением со стороны
потребителей. Руководители Sennheiser считают, что самое главное
— качество продукта и заслуженное доверие потребителей, а не широко
известное имя бренда.

«Скрытые чемпионы» продают продукцию по ценам на 10–15% выше рыночных.
И им приходится сталкиваться, с одной стороны, с тем, что многие потребители
при выборе продукции смотрят в первую очередь на цену, а с другой — с тем, что
крупные компании и холдинги могут позволить себе поставки в убыток. Но качество
и инновации все равно в итоге побеждают. Если компания изначально стремится
создать продукт, который будет конкурентным на глобальных рынках, то берет
верный курс развития.

Наконец, еще одним из атрибутов «крытых чемпионов» часто является преемственность
поколений, которая для бизнеса, работающего в узких нишах является неоспоримым
плюсом Каждый новый преемник знает все тонкости дела, успевает познакомиться со
всеми этапами производства, оценить по достоинству работу персонала и понять,
что делать для процветания компании. В Европе преемственность давно уже стала
нормой, причем распространяется не только на руководителей, но и на сотрудников
компании. В России она только начинает развиваться.

Подписывайтесь на «Деловую газету Ленинградской области» в ВКонтакте

«Скрытые чемпионы»: как нишевые бренды заставляют работать мировую экономику