Директор петербургского лицея рассказал о минусах системы школьного питания Петербурга

Константин Тхостов, директор лицея №369 Красносельского района Петербурга и председатель Ассоциации молодых педагогов России, заявил о необходимости реформировать организацию школьного питания. По его словам, государство не имеет полного контроля над частными комбинатами питания, поэтому они разными путями пытаются увеличить свою прибыль при наименьших затратах. Это, в свою очередь, понижает качество детских обедов.

Тхостов рассказал, как было организовано питание в школах в СССР: продукты поставлялась с государственных складов напрямую на комбинат питания. Последний относился к профильному ведомству исполнительной власти. Весь процесс был жёстко выстроен и регламентирован.

Также Тхостов представил три основных шага для реформирования системы питания. Сперва он предлагает наладить отчётность комбинатов питания перед правительством. Затем вернуть школьной администрации управление столовыми, а поваров причислить именно к школьному персоналу. И наконец, организовать сеть продуктовых складов, контролируемых государством и ввести обязательную аттестацию для комбинатов питания для получения госзаказов на обслуживание образовательных учреждений.

Сейчас на рынке Петербурга осталось всего три крупных государственных комбината питания. Однако они территориально зажаты на своих участках, так как другие районы города картели разделили между друг другом. Так Федеральная антимонопольная служба обнаружила около десяти картельных сговоров на рынке соцпитания Петербурга. Известны случаи, когда с помощью демпинга они вытесняли с рынка конкурентов, в том числе и государственные комбинаты, которые в последствии банкротились. После этого имущество, недвижимость и персонал разорившихся предприятий переходили под влияние участников картелей.

Одно из предложений Тхостова – это создание списка порядочных предприятий. Это имеет смысл, так как сегодня комбинаты, в случае нарушений, получают лишь штрафы. Хоть Роспотребнадзор регулярно возбуждает административные дела против комбинатов питания, но это не приводит к устранению нарушений. Владельцам предприятий гораздо выгоднее выплачивать взыскания, нежели улучшать организацию системы питания. По сути, сейчас у государства нет рычагов управления, с помощью которых можно лишить госзаказа комбинат питания.

Подобные предложения уже звучали от бывшего главы Управления социального питания Петербурга Алексея Барабанщикова. Он говорил, что в процесс госзакупок необходимо внедрить документацию, которая бы ограничивала доступ к рынку тем комбинатам, которые выступают как рискованные. Также он разработал региональный Единый стандарт качества, в котором прописаны стандарты для каждой столовой региона, вне зависимости от её владельца. Наконец, Барабанщиков говорил, что решающим фактором при определении исполнителя госзаказа должна быть не низкая цена, а высокое качество предоставляемых услуг.

Тем не менее инициативы Барабанщикова так и не были реализованы Смольным. В ноябре прошлого года его сняли с должности и заключили в следственный изолятор. Это случилось после его жёсткой критики в адрес команды губернатора Петербурга Александра Беглова.

В последствии стало известно, что «дорожная карта» Барабанщикова, призванная реформировать организацию социального питания Петербурга, так и не была реализована Смольным.

Деловая газета Ленинградской области