Обязательное страхование автогражданской ответственности традиционно является
одним из самых бурно развивающихся сегментов российского страхового рынка.
Издание «Комсомольская правда» провело опрос среди автомобилистов и узнало,
что владельцы ОСАГО думают о ключевых новшествах и достижениях последних лет.
Свое мнение о доступности ОСАГО, индивидуализации тарифов и запуске
перестраховочного пула, цифровизации отрасли и удаленном урегулировании
убытков, высказали почти 800 водителей по всей стране.
Абсолютное большинство (93,5%) водителей от Калининграда до Владивостока,
у которых не было ДТП считают, что услуга покупки ОСАГО доступна в полной
мере или скорее доступна. Ожидаемо много (80,14%) российских автомобилистов
положительно оценило индивидуализацию тарифов ОСАГО – главное нововведение
последних лет. Индивидуальные тарифы даже поддержали 74% опрошенных владельцев
автомобилей такси — зачастую они являются самой недовольной действиями
страховщиков категорией страхователей. Благодаря нововведениям, произошедшим
после 24 августа 2020 года, аккуратные водители перестали оплачивать полисы
своих высокоаварийных соседей по дороге. Людям нравится, что индивидуальные
тарифы формируются по принципу справедливости «плати, как водишь».
«Чтоб вы понимали, размер средней премии по ОСАГО имеет прямую корреляцию
со средней выплатой. Последняя в октябре 2023 года впервые достигла
исторического максимума в 100 698 рублей, что на 22,4% больше
январского показателя. Средняя премия в октябре составила 7 901
рубль, что ниже январской на 1,7%. Такое положение дел стало возможным
только благодаря индивидуализации тарифообразования. Реформа вынудила
страховщиков конкурировать между собой за безубыточных клиентов и
предлагать низкоаварийным автовладельцам ОСАГО по заслуженно низким
ценам, а высокоаварийные лихачи платят заслужено больше, — объяснила
начальник департамента права института экономики, управления и права
Екатерина Рязанцева. — Если уж справедливость индивидуализации отмечают
владельцы такси, она точно пошла на пользу страхователям. К слову, вопреки
неизбежно высоким тарифам из-за аварийности в сегменте, имея хороший
коэффициент «бонус-малус» и выбрав обычный полис вместо «мультидрайв»,
таксисты экономят на страховке, как и обычные водители».
20 апреля 2022 года запущен перестраховочный пул для ОСАГО, являющийся
внутренним инструментом компаний и призванный повысить доступность
автогражданки для высокоубыточных категорий страхователей. Опрос
подтвердил его эффективность: 82,86% респондентов заявили, что не
испытывали проблем с оформлением полиса в 2023 году. При этом 85,57%
участников опроса вообще не слышали о создании пула или слышали, но
без подробностей. В целом 67,23% респондентов не заметили изменений
в доступности услуги по приобретению ОСАГО за последний год, а 19,19%
отметили изменения в лучшую сторону. О возникновении некоторых сложностей
при заключении договора сказали только 6% владельцев автомобилей такси
– статистически наиболее высокоаварийного транспорта.
«Эти цифры говорят о высокой эффективности перестраховочного пула и его
правильно отлаженной работе. Взаимная перестраховка рисков в рамках пула
– действительно внутренняя кухня страховщиков. Механизм упрощает жизнь
автовладельцам незаметно для них: убыточный страхователь никогда не узнает,
что его договор передали в перестрахование. Человек просто оформляет полис
и в случае необходимости без проблем урегулирует по нему убытки наравне с
другими страхователями. Это объясняет, почему большинство автомобилистов
не знает о существовании пула», — пояснил эксперт.
Последние годы ОСАГО является цифровым первопроходцем на российском
страховом рынке. Большинство (73%) опрошенных автовладельцев положительно
или нейтрально оценивает тотальную цифровизацию сегмента, благодаря которой
оформляют е-ОСАГО не выходя из дома и подают электронное извещение о ДТП
сразу на месте происшествия. В июле 2023 года страхователи получили ещё
одну удобную опцию – теперь они могут оформить электронное заявление о
возмещении ущерба по Европротоколу через личный кабинет на «Госуслугах».
Знают о такой возможности 39,90% опрошенных и ещё 6,28% успели ей
воспользоваться. Слишком мало времени прошло с момента запуска, да
и большинство участников опроса в принципе не попадали в ДТП (57,22%)
и не становились его виновниками (60,27%) за последний год.