Стоимость полиса ОСАГО в результате планируемой Центробанком и Минфином реформы
по либерализации тарифов «автогражданки» может снизиться в благополучных регионах.
Об этом заявил заместитель исполнительного директора Российского союза
автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов в ходе пресс-конференции «Последствия
либерализации ОСАГО для Ростовской области. Ситуация с мошенничеством в регионе»
в Ростове-на-Дону.
По его словам, сейчас страховщики разделяют регионы на благополучные и проблемные
с точки зрения убыточности ОСАГО на основании ряда факторов: частоты страховых
случаев, средней выплаты, соотношения судебных и несудебных возмещений, уровня
выплат с учетом расходов на ведение дела(РВД). «Например, в традиционно проблемном
Южном федеральном округе самым убыточным регионом для страховщиков является
Адыгея — уровень выплат по ОСАГО с учетом РВД там составляет 179%.
Это означает, что на каждый полученный в этом регионе рубль за продажу полисов
ОСАГО страховщики выплачивают 1 рубль 79 копеек, в то время как в среднем по
стране этот показатель составляет 82%», — привел пример Ефремов. Также, по
данным РСА за 9 месяцев 2018 года, проблемными для страховщиков в ЮФО являются
Краснодарский край (уровень выплат 134%), Волгоградская и Ростовская области
(128 и 123% соответственно).
«Но это не значит, что для всех жителей этих регионов в результате либерализации
тарифа ОСАГО цены обязательно вырастут», — заверил Ефремов. Повышение цен, скорее
всего, коснется лишь аварийных, опасных водителей.
«Либерализация направлена не на то, чтобы поднять цены в каком-то определенном
регионе, а на то, чтобы страховщики имели возможность более точно устанавливать
тариф на ОСАГО, опираясь на расширенный ряд факторов. Да, есть регионы, где
убыточность достаточно высокая,например, Ростовская область, а есть регионы,
где основная масса водителей ездит аккуратно. Также в убыточных регионах есть
аккуратные и аварийные водители. Нужно понять, кто эти люди, которые приносят
страховщикам убытки: они влияют на весь регион», — сказал Ефремов.
Также заместитель исполнительного директора РСА пояснил, что сегодня проблемными
сегментами для страховщиков являются молодые водители с небольшим стажем, которые
часто попадают в ДТП,и такси. Они приносят колоссальные убытки — это проблема
страховых рынков во всем мире. «Наверно, страховщики будут для этих категорий
поднимать цены. Но речь идет не об ущемлении чьих-либо прав, ао том, что тариф
на ОСАГО должен быть справедливым. Каждый должен платить только за собственные
ошибки», — сказал Ефремов.
По разным оценкам, сегодня 80–85% водителей не становятся виновниками ДТП.
Они ездят аккуратно и являются желанными клиентами для страховщиков. Примерно
15–20% водителей — сверх аварийные, и именно ¬¬их может затронуть повышение тарифа.
Но при этом, по словам заместителя председателя ЦБ РФ Владимира Чистюхина, рост
средней стоимости полисов ОСАГО, если он и будет, в результате расширения тарифного
коридора вряд ли превысит 1,5%. ЦБ предлагает установить рамки базового тарифа в
диапазоне 2746–4942 руб. вместо нынешних 3432–4118 руб.
Сергей Ефремов напомнил, что уже сейчас, без всякого расширения коридора, средняя
цена ОСАГО снижается: за январь — сентябрь 2018 года она стала меньше на 1,4%,
по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила 5868 руб. А в
2016 году средняя премия доходила и до 6500 руб. «Это происходит потому, что
даже в таких жестких условиях, когда накладные расходы страховщиков по судам
превышают сумму основного требования, на рынке ОСАГО существует рыночная
конкуренция с борьбой за клиента. Либерализация ОСАГО ее усилит», — заключил
Сергей Ефремов.