По данным социологического исследования «Изучение отношения населения к системе
ОСАГО», проведенного исследовательским холдингом «РОМИР» в конце 2022 года,
большинство автомобилистов предпочитает оформлять полисы ОСАГО дистанционно.
По сравнению с результатами за предыдущие два года, в 2022 году доля опрошенных
автовладельцев, заключивших договор со страховой компанией без посещения офиса,
значительно увеличилась. Основные причины такого выбора – скорость и удобство
оформления.
Так, согласно исследованию, в 2022 году 57% респондентов оформили действующий на
момент опроса полис ОСАГО в дистанционном формате. В 2021 году количество таких
автомобилистов было заметно меньше (45% опрошенных). По данным за 2020 год,
дистанционно оформили полис – 36%.Такая статистика свидетельствует о том, что
количество автовладельцев, выбирающих е-ОСАГО, увеличивается с каждым годом.
Интересно, что по данным исследования в возрастной группе 35–44 лет именно
электронный полис предпочитают оформлять 63% автовладельцев, в то время как
36% выбирают посещение офиса. Такая же тенденция сохраняется в возрастной
группе 60–69 лет. Здесь тоже большинство (56%) покупают полис онлайн.
В городах-миллионниках, лидерах по количеству автомобилистов, доля дистанционно
оформленных договоров ОСАГО уже составляет 64% от общего числа опрошенных
автовладельцев.
Главной причиной того, что автомобилисты отдают предпочтение е-ОСАГО, согласно
данным исследования, является экономия времени, доступность и удобство пользования
услугой. Так, 69% опрошенных выбирают е-ОСАГО именно за скорость оформления. Ведь
для того, чтобы оформить электронный полис, необходимо выполнить ряд несложных
действий: зарегистрироваться на сайте выбранной страховой компании, заполнить
появившуюся анкету, проверить коэффициенты, дождаться расчета суммы, и оплатить.
Через несколько минут после оплаты полис появится в базе Российского Союза
Автостраховщиков (РСА) и придет на электронную почту. Таким образом, автомобилисту
не придется тратить время и деньги на то, чтобы приехать в офис страховой компании.
Кроме того, электронный полис ничем не отличается от бумажной версии, для
предъявления инспектору его не нужно распечатывать. Согласно закону, автовладелец
имеет право показать полис в любом из двух видов: электронном или бумажном.
Сегодня ОСАГО является одним из самых цифровизированных сегментов страхования
и компании определенно не собираются останавливаться на достигнутом. Например,
в список последних цифровых нововведений 2022 года входит расширение возможностей
приложения «Помощник ОСАГО», позволяющего оформлять ДТП по «Европротоколу». Теперь
схему произошедшей аварии можно нарисовать с помощью «Конструктора Схемы ДТП» в
самом приложении и прикрепить к электронному извещению. Такая функция также
экономит время автомобилистов.
Важным для подавляющего большинства автомобилистов нововведением станет
обязательный переход страховых компаний на полностью удаленное урегулирование
убытков по ОСАГО к 2025 году. При этом уже с 15 июня 2023 года электронное
урегулирование убытков будет вводиться для всех страховщиков в добровольном
режиме, а некоторые компании уже сейчас предоставляют такую услугу своим клиентам.
«В наш цифровой век неудивительно, что клиенты всё чаще предпочитают получать
услуги онлайн там, где это возможно. Страховая отрасль и ОСАГО, в частности, в
этом смысле развиты ничуть не хуже других клиентских сегментов, а где-то даже
являются поставщиками передовых решений. Судя по данным исследования и по
прогнозам экспертов рынка, можно ожидать усиления тенденции на цифровизацию
ОСАГО и увеличение интереса клиентов к онлайн-услугам в этом сегменте»,
— резюмирует Тимур Садыков, заведующий лабораторией искусственного
интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г.В. Плеханова.
В свою очередь проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что проверить
наличие Вашего полиса ОСАГО в базе данных РСА Вы можете на сайте РСА
(https://autoins.ru) в разделе «ОСАГО» (https://autoins.ru/osago).
Для этого в левой части страницы надо выбрать «Проверка полиса ОСАГО».